Воровство наносит ущерб имуществу

Джаваб

Всевышний Аллах предписал отсечение в качестве наказания за порчу имущества, которое не защитить, поскольку от вора невозможно защитить имущество, потому что он крадёт его тайно, проделывая дыры в стенах и перелезая через заборы вместо того чтобы войти через ворота или двери. В этом он подобен кошке или змее, которые заходят к тебе без твоего ведома.

Ущерб, причиняемый им, не таков, чтобы казнить за него, а бичевание — слишком мягкое наказание для вора, поскольку оно не способно удержать от этого преступления. Поэтому наилучшим вариантов в данном случае является лишение вора того инструмента, которым он совершает кражи. А бичевание было предписано за затуманивание рассудка и за пятнание чести посредством клеветы.

Таким образом, установленные Всевышним шариатские наказания делятся на эти три категории. А искупление также делится на три категории: освобождение рабов — это наивысшая категория, кормление бедных и пост.

И Всевышний Аллах разделил грехи на три категории

Первая: грехи, за которые Шариатом установлено определённое наказание, и не предписано искупление — достаточно применения установленного Шариатом наказания.

Вторая: грехи, за которые не установлено определённое наказание, однако предписано искупление. К этой категории относится вступление в половую близость днём в рамадан, вступление в половую близость в состоянии ихрама, развод-зыхар, непредумышленное убийство, нарушение клятвы и так далее.

Третья: грехи, за которые не установлено определённое наказание и не предписано искупление. Они бывают двух видов. Вид первый: действия, к совершению которых человек испытывает естественное отвращение. Сюда относится поедание экскрементов, употребление в пищу мочи и крови. Вид второй: действия, вред от которых меньше вреда от действий, за совершение которых установлено определённое наказание. Сюда относится взгляд, поцелуй, прикосновение, разговор, кража фильса и другие подобные действия.

Предписывается искупление трёх категорий действий.

Первая: изначально разрешённые, но потом ставшие запретными и совершённые человеком именно в то время, когда они были запретными. Например вступление в половую близость в состоянии ихрама, а также [днём] во время поста. Сюда же относится вступление в половую близость с женщиной в период менструации или послеродового кровотечения.

Но сюда не относится например [изначально запретное] половое сношение в анус. Поэтому неправомерно приравнивание некоторыми учёными такого сношения к половой близости в период менструации, поскольку оно не бывает разрешённым ни в какой период и подобно мужеложству и употреблению опьяняющих напитков.

 

Вторая: обет, данный Аллаху или клятва Аллахом или то, что запретил себе человек [поклявшись Аллахом], а потом пожелал сделать его разрешённым через искупление, назвав его дозволением. При этом искупление не стирает нарушение запретности имени Аллаха посредством нарушения клятвы, как считают некоторые учёные, поскольку нарушение клятвы может быть и обязательным, может быть желательным, а может быть разрешённым. Искупление же является освобождением человека от данного им обещания.

 

Третья: то, посредством чего исправляется упущение, сделанное в прошлом, например искупление непредумышленного убийства, даже в случае, когда действие не является грехом. Сюда же относится искупление охоты, осуществлённой по ошибке. Всё это относится к области восполнения упущений. Первая категория — это предостережение и удержание, вторая категория — дозволение того, что обещание сделало запретным.

Установленное Шариатом наказание (хадд) и воспитательное наказание (та‘зир) не применяются вместе. Если за преступление Шариатом установлено определённое наказание (хадд), то ограничиваются его применением. В противном случае ограничиваются воспитательным наказанием (та‘зир). Человека не подвергают и шариатскому, и воспитательному наказанию. Также не может совмещаться применение установленного наказания и требование искупления. Грехи, в отношении которых Шариатом установлено определённое наказание, не требуют искупления (каффара), а в отношении грехов, которые предписано искупать, не предписано определённое наказание.

Бывает ли такое, что за грех человек подвергается воспитательному наказанию и от него одновременно требуется искупление? По этому вопросу у учёных есть два мнения.

Это как вступление в половую близость в состоянии ихрама и во время поста, а также вступление в половую близость с женщиной в период менструации, если мы скажем, что совершающий эти действия обязан искупить их.

Одни сказали, что обязательно подвергнуть человека воспитательному наказанию за нарушение запрета посредством совершения преступления. Другие сказали, что воспитательное наказание не требуется и достаточно искупления, потому что посредством искупления восполняется упущенное и стирается совершённый грех.

Ибн Каййим аль-Джаузийя
Джаваб = Исчерпывающий ответ / Пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М. : Умма, 2016. — 560 с.

Джаваб

Автор: Джаваб

Вниманию читателя предлагается перевод знаменитого труда Ибн аль-Каййима «Аль-джаваб аль-кафи = Исчерпывающий ответ», известного также под названием «Ад-да’ ва ад-дава’ = Болезнь и лекарство». Этот труд переведённа многие языки мира и пользуется заслуженной популярностью. Он посвящён недугам сердца и их лечению и отличается глубиной излагаемых мыслей. Автор виртуозно раскрывает такие важные темы, как единобожие, придавание Аллаху сотоварищей, несправедливость и её разновидности, грехи, степени их тяжести, их влияние на человека и их страшные последствия. Эти темы не теряют своей актуальности с течением времени. В этом и заключается секрет востребованности и широкой известности данного сочинения. Описывая губительные недуги сердца, Ибн аль-Каййим предлагает действенные методы избавления от них, основанные на Коране, Сунне и мудрых словах наших праведных предшественников. Перевод подготовлен с использованием нескольких редакций книги, некоторые темы изложены с сокращениями. В процессе работы над книгой она была снабжена полезными комментариями и разъяснениями из трудов признанных мусульманских учёных.